Меню

Современные вокальные стили

Понятие вокального стиля напрямую связано с понятием музыкального, хотя первый - значительно уже. Музыкальных стилей существует великое множество и отличаются они друг от друга своей историей возникновения, ритмикой, составом инструментов и, наконец, вокальностью. Вокальный стиль (вокальность) - это особенности тембровой окраски звука, определенный набор характерных вокальных приемов. Многие музыкальные стили имеют похожую вокальность и отличаются только другими, не вокальными признаками, потому вокальных стилей значительно  меньше, чем музыкальных. 

Профессиональный вокалист должен уметь разбираться в стилях, так как это входит в понятие музыкальной грамотности. Каждый музыкальный стиль требует от него применения разной вокальной техники: разного использования регистров, резонанса (головной, маска, грудь, смешанный, свисток и т.п.), окончания фраз и атаки звука, приемов (глиссандо, вибрато, и т.п.), и даже разного вида «опоры». Кроме того, музыкальная карьера часто заставляет вокалиста экспериментировать, пробовать себя в разных стилях, а иной раз и создавать новые. Но и даже работая все время в одном, важно знать его вокальную специфику и придерживаться ее, так как вокалист, поющий не в стиле столь же нелеп и смешон, как прохожий, одетый не по сезону.

Долгое время в нашей стране практически отсутствовало понятие музыкального стиля. Так, во время советского периода существовали только три вокальных стиля: академическое пение, народное пение и эстрада. Но если с первыми двумя все достаточно ясно, то такой стиль, как «эстрада»-это тайна покрытая мраком, уже начиная с его названия, переводимого с испанского (estrados) и с французского (estrade), как «подмостки, помост» . К слову сказать, ни в одной другой стране не существовало, и не существует стиля «эстрада», зато существует огромное многообразие музыкальных стилей, объединенных понятием популярная музыка. 

Советская категория «эстрада» разделялась на 2 более мелкие: патриотическая песня и все остальное. Во «все остальное» попадал подпольный джаз, шансон (кабацко-тюремный, и романсовый), и различные другие явления в виде Клуба Самодеятельной Песни (КСП) и некоторых ВИА, позднее образовавших российский рок. 

Ну и в завершение, поскольку данный отечественый суррогат не диктовал какой-то особой вокальности, то и пели его кто во что горазд: кто с академической постановкой, а кто так, как умел. 

Потому понятие музыкального, и тем более вокального стиля ново для постсоветской России и только начинает входить в обиход. Многие путаются в стилях, не отличая джаз от соул и R&B, а хип-хоп от фанка. А учебные музыкальные учреждения так и продолжают делиться на академический, народный и эстрадный факультеты, к последнему, впрочем, добавилось слово «джазовый». Какую вокальность преподают на эстрадно-джазовом факультете продолжает оставаться загадкой. 

Потому, будет не лишним разобраться в основных музыкальных стилях и понять какая вокальность соответствует каждому из них. 

Начну с того, что любое западное музыкальное учебное заведение имеет 3 факультета: лирического (оперного) пения, джазовый, популярной музыки, иногда из последнего выделяют еще и мюзикл. 

Понятием популярная музыка определяются основные современные музыкальные стили: различные виды поп, рок, фолк, кантри, соул и R&B, фанк, регги, хип хоп и рэп и т.п. 

Надо сказать, что такое разделение вполне оправданно, так как большинству стилей популярной музыки соответствует сходная вокальность, похожие приемы и манера исполнения. Ведь многие вокальные стили имеют общие корни, как например, афроамериканская музыка, объединяющая и госпел, и соул с R&B, и фанк. А тот же рок и поп позаимствовали очень много вокальных приемов именно из афроамериканской музыки. 

С джазом намного сложней, так как там довольно давно сложилось 3 вокальности: афроамериканская, латиноамериканская (latin jazz) и белая, с преобладанием последней, потому начнем с него.

В первую очередь джаз-это вокальная импровизация 2-х типов: первая- с использованием вариаций куплетного текста, и вторая- с использованием скэта, то есть пения на определенные слоги. Цель скэта-имитация голосом музыкального инструмента путем воспроизведения характерной для него фразировки, ритмики и мелодики. Поскольку чаще всего скэтом пользуются при импровизации на быстрые джазовые темы, для большего удобства используются слоги, но не какие угодно, а определенные, изучаемые в рамках дисциплины «Импровизация», являющейся обязательной на джазовом факультете.

При импровизации джазовых баллад используется первый тип импровизации, то есть варьирование куплета песни с сохранением текста. И тут внимание!!! Что при первом, что при втором типе импровизации мелизматика исключена, так как не является стилистически правильной и характерной для джаза. Это первое отличие, по которому вокальность джаза существенно   отличается от вокальности soul и R&B, с которыми его часто путают. 

Вторым отличием является собственно звук или sound: частое использование вибрато, богатого, насыщенного, довольно мягкого, «тембристого» звука на низких и средних регистрах и светлого, часто головного - на верхних (особенно при импровизации), а иногда и средних (когда вокальность белая). Используется также фальцет, growl и twang (но не так часто, как в soul и R&B), если вокалист практикует афроамериканскую или латиноамериканскую вокальность. Не используются fry и belting. 

Третьим отличием является характерная ритмическая манера пения, называемая swing, когда вокалист поет как бы позади музыкального сопровождения, с легким отставанием и акцентирует слабые доли. Исключением является latin jazz, где при пении босса нова и самба swing не используется. 

Яркими представителями вокального джаза являются Ella Fitzgerald, Louis Armstrong, Billy Holiday, Mel Torme, Antonio Carlos Jobim (latin jazz),  Dianah Washington, Sara Vaughan, Diana Krall, Aziza Mustafa Zadeh (американка азербайджанского происхождения), Carmen McRae, Maria Pia de Vito, Betty Carter, Rachel Gould, Bobby McFerrin, Rachelle Ferrell (она является исключением из общих правил, так как обладает очень богатой вокальностью, выходящей за рамки джазового стиля).

Популярная музыка объединяет разные стили, настолько многочисленные, что описать их все в рамках статьи просто не возможно, потому рассмотрим самые значимые из них: soul и R&B, funk, pop, rock, folk, country, reggae, hip-hop и rap.

Soul и R&B-стиль, рожденный в 50-60 гг. прошлого века в Америке из афроамериканского госпела, спиричуэлс и блюза. Являются неотъемлемой частью афроамериканской культуры. В переводе с английского soul означает «душа». Soul-более медленен и меланхоличен, чем его более ритмичный «собрат» R&B. С 70-х годов стал развиваться более коммерческий и мелодичный вариант soul  и r’n’b (эта транскрипция именно для современного R&B), порой практически стирающий грани между ними и поп, иногда называемый pop/soul. 

Для данного стиля характерно использование полного «букета» вокальных приемов, перечисленных в статье «Современные вокальные приемы», а также slide (глиссандо). Импровизация осуществляется за счет многочисленных  runs (мелизматики), без которых данный стиль не приемлем. Преобладает громкий, порой крикливый, мощный звук, никогда не переходящий в чисто головной на высоких нотах. Недаром исполнителей soul, R&B в Америке когда-то называли shouters, а в Италии urlatori, то есть крикуны. Вибрато используется, но только как прием на длинных нотах, начинаясь не с вибратной ноты и постепенно набирая «обороты». Постоянное вибрато в звуке исключено. Характерна сложная ритмика: синкопы, сочетание триолей и других группировок мелких длительностей. Исключен swing.

Яркими представителями данного стиля являются: James Brown, Otis Redding, Ray Charles, Aretha Franklin, Patti LaBelle, Chaka Khan, Mariah Carey, Yolanda Adams (еще и госпел), Stevie Wonder (теперь и коммерческий soul), Macy Gray, Oleta Adams, George Benson, Anita Baker, Mary J.Blige, Frank McComb, Angie Stone, James Ingram, Donny Hathaway и многие другие.

А также белые исполнители, называемые также blue-eyed soul (голубоглазый соул): Mina, George Michael, Joss Stone, Amy Winehouse, Duffy, Adele, Alicia Keys, Joe Cocker, Michael Bolton, Giorgia, Michael McDonald и многие другие. 

Funk - еще один стиль афроамериканской музыки, находящийся в ближайшем родстве с soul и R&B. Формирование фанка началось в 60-х годах в противовес растущей коммерциализации R&B. Слово funk на афроамериканском жаргоне означает неприятный запах, запах пота. Основоположником фанка является James Brown.

Отличается от своих «родственников» более жестким, пульсирующим, синкопированным ритмом (синкопированный бас называется «фанкующим») и общим саундом (инструменты, вокал). Для вокала характерны все те же приемы, что используются в soul и R&B, но он еще более кричащий, агрессивный, часто повторяющий короткие вокальные фразы, как выкрики. 

Яркими представителями музыки фанк являются: James Brown, George Clinton, Chaka Khan, George Benson, Wilson Pickett, Patti LaBelle, многие знаменитые soul и R&B, перечисленные выше работали и в этом стиле. 

Поп музыка, именуемая иногда термином «легкая музыка»-это музыкальный стиль, уходящий корнями в музыку 50-х годов, в том числе и в рок-н-ролл. Хотя впервые термин «pop song» в английском языке прозвучал ещё в 1926 году.

Это музыка для «легкого прослушивания», обычно не сложная по гармонии, ритму и мелодике и предназначена для массового потребления. Основные ее черты-это простота и мелодичность, а главная форма выражения- песня, обычно простой куплетной формы, короткой продолжительности, и  как правило, с довольно «необременительным» текстом.  Это коммерческая музыка, основной продукт звукозаписывающих компаний, распространяемая посредством аудио, видео, концертов, фестивалей, телевидения и радиовещания. Самым авторитетным конкурсом мировой поп музыки является Grammy Awards.

Поскольку поп музыка разнится в зависимости от страны-производителя (british pop, deutsche disco music, американский, шведский поп и т.д.), а также по своим видам (europop, synthpop, pop rock, pop rap, reggae pop, latin pop и т.п.), то и ее вокальность будет национально и стилево окрашена, с соответствующим набором вокальных приемов. Если это поп/соул, то приемы будут аналогичные тем, что используются в соул, и скорей всего такой вокал будет похож именно на соул, так называемый, американский добротный поп, примерами которого являются песни Christina Aguilera, Mariah Carey, Celine Dion и т.п. Если это pop rock, то наверняка в нем будут задействованы отчасти и более агрессивные приемы рок музыки, как drive, например. Если это российский поп, то....вокальные приемы могут быть самые непредсказуемые. 

Рок музыка-родилась в 50-60 годы одновременно в Великобритании и в США. Огромное влияние на ее формирование оказала музыка предыдущих десятилетий: рок-н-ролл, блюз, R&B, кантри и фолк.  

В отличие от поп музыки, рок является андеграундом, то есть продуктом творческого поиска,  не зависящим от коммерческих параметров. Это музыка не для массового потребления, более богатая гармонически, и с более серьезной тематикой текстов. На сегодняшний момент насчитывается огромное количество видов рока, от его мягких видов:  hard rock, soft rock, electronic rock и др. до более экстремальных: heavy metal, death metal, thrash и др. и интеллектуальных: gothic rock, progressive rock, Emo, punk rock и др.

Слово «rock»  в переводе с английского означает «качать», «укачивать», «качаться», что более всего указывает на характерный ритмический рисунок данного стиля. Основной инструментальный саунд в роке создает электрогитара, к которой добавляется ритм секция в виде электрического баса и ударных, а часто клавишные и вторая гитара. Многие рок группы представляют собой квартет, состоящий из четырех элементов: гитара, бас, ударные и вокал. Иногда сам же вокалист является одновременно и инструменталистом (чаще всего гитаристом), иногда вокальная партия распределяется между несколькими участниками группы. 

Подобный, довольно «агрессивный» состав инструментов диктует и определенную вокальность, способную не только им противостоять, но и выделяться на их фоне. Надо сказать, что зависит это не только от силы голоса, а и от его особенностей. Не все голосовые характеристики хорошо сочетаются  с электромузыкальными инструментами, так например, оперный голос будучи в состоянии покрыть весь зрительный зал своей мощью и выделяться на фоне целого оркестра вполне может «затеряться» в скрежете электрогитар и шуме ритм секции. Излишне говорить о том, что подобный голос будет звучать не в стиле. Потому роковая вокальность-это использование усиленных высоких частот в голосе, при помощи таких приемов, как twang, belting, а также «спецэффектов», как vocal fry в чистом виде, и с примесью drive и scream, если это экстримальный вид рока. В некоторых видах более мягкого рока частично используется и фразировка soul. Редко встречается фальцет и почти никогда головной голос. 

Фолк музыка. Данный термин применяется для обозначения, как традиционной фольклорной музыки (в английском языке используется определение traditional folk music), так и музыки, произошедшей от нее, в английском языке обозначаемой, как contemporary folk music или folk revival music, что означает современная народная музыка или возрожденная народная музыка. 

Традиционная народная музыка определяется, как музыка, передаваемая в устной форме из поколения в поколение или музыка неизвестных композиторов, то есть композитором является народ. Для России примером такой музыки являются русские народные песни. 

Нас же больше интересует второй тип, то есть современная или стилизованная народная музыка. Она начала развиваться, как стиль, с середины XX века в разных формах, и со временем сформировала такие виды современного фолка, как folk rock, folk metal, progressive folk, indie folk и другие. Вокальность такой музыки, в первую очередь, напрямую зависит от национальных вокальных традиций данного народа. Так, в английском и особенно американском фолке безусловно много twanga, в русском фолке верхние ноты звучат головным голосом и т.п. Во-вторых, соответствующий вид фолк музыки также дополняет ее вокальность своими стилевыми приемами, как и в случае с рассмотренной выше вокальностью поп музыки, и при этом в угоду стилю может быть частично изменена и традиционная вокальность. Например, в российском фолк роке или прогрессивном фолке может исчезнуть головной голос в угоду более типичному для стиля миксту, с преобладанием в нем таких приемов, как belting, growl и даже twang. 

Country- стиль, называемый также country music, country and western music или country-western является результатом объединения популярных форм американской музыки и возник в южной части Соединенных Штатов. 

Стиль развивался благодаря слиянию: 

традиционной музыки Юга, именуемой американцами Old Time Music, с характерной для нее инструментовкой из скрипки и банжо; 

традиционных duos, то есть дуэтов, сформированных, как правило, из братьев, с характерной инструментовкой из гитары и мандолины и с удивительной схожестью голосов; 

и фолк музыки эмигрантов англо-ирландского происхождения;

В результате такого слияния получилась очень специфическая вокальность с преобладанием twang от резко носового до более «цивилизованного» ротового звучания и с наличием vocal fry. Практически отсутствует фальцет и головной голос, а также growl и фразировка soul, являющиеся не только не стилевыми, а прям таки «политически неправильными» для музыки, созданной бывшими рабовладельцами. 

Reggae-это музыкальный стиль, родом из Ямайки, сформировавшийся в конце 60-х и получивший широкое распространение с начала 70-х годов. Название «reggae» было изобретено примерно в 1960 году для обозначения простецкого стиля танца (от английского «ragged»-рваный, от которого, к слову произошел и фортепианный стиль рэг-тайм) и музыки,  берущей свое начало от новоорлеанского R&B. Даже такая известная регги группа, как Toots & The Maytals подтверждают факт того, что название было изобретено для популярного на Ямайке танца и не ассоциировалось с музыкальным стилем, названным позже reggae.

Королем данного стиля считается вокалист, гитарист и композитор Bob Marley. 

Для инструментального сунда характерны такие инструменты, как электрогитара, бас, ударные, клавишные, иногда к ним добавляются и духовые инструменты. Особенностями ритма являются акценты на слабые доли (вторую и четвертую), синкопированный бас и смещение сильных долей в такте. 

Для вокального саунда характерны все те же приемы, что и для стиля soul, R&B, и надо сказать, что многие соул и поп/соул исполнители пробуют себя и в этом стиле. 

Нip-hop, rap- стиль, произошедший от смешения ямайской и американской музыки, изобретателем которого считается ямайский диджей DJ Kool Herc (настоящее имя Clive Campbell). Стиль возник в 70-е годы в Нью-Йорке. 

Истоки стиля лежат в музыке funk, который является главным его «прародителем», хотя на его формирование повлияли и другие: R&B, soul, rock и даже jazz. 

Для стиля характерны акцентированный ритм и частое включение речетатива (rapping), то есть декламирования поверх ритмической линии ударных инструментов и баса, что заложено в традициях, как  африканской, так и ямайской музыки. Потому не следует путать термины «хип-хоп» и «рэп». 

Рэп-это речетативное исполнение стихов под музыку, прием, который используется и другими стилями.

Хоп-хоп-это вокальный стиль, где рэп является неотъемлемым и характерным приемом, который часто используется в припеве. При этом куплет песни в стиле хип-хоп может быть довольно мелодичным. 

Термин «хип-хоп» образован от двух английских слов: «hip» (ура) и «hop» (прыжок). Этот стиль неразрывно связан с танцем, более того, можно сказать, что это целая культура, с определенным стилем в одежде и мировоозрением. 

Вокальный саунд в его мелодической части очень сходен с вокальностью soul, R&B, со всеми характерными для них приемами, но самыми яркими и отличительными являются все же речетативный вставки, rapping, которые очень сложны по ритму. Умение акцентировать, синкопировать и комбинировать слова является настоящим искусством, без преувеличения можно сказать, что это настоящая словестная импровизация. При кажущейся простоте, настоящий rapping очень сложно исполнить качественно, особенно тем исполнителям, которые недооценивают ритмической роли данного приема. Так, на фоне ритмичных афроамериканцев, многие европейские рэпперы, пытающиеся просто рифмовать стихи на ритм, смотрятся весьма бледно. 

Содержание песен-самое разнообразное, от легких бытовых и романтических тем до обличения социальных проблем.

Стиль хип-хоп имеет большое количество направлений: от достаточно «лёгких», как  pop-rap,  до агрессивных- hardcore rap, horrorcore.  

Данная панорама музыкальных стилей является далеко не полной, а лишь каплей в море мировой современной музыки. Как вы заметили, некоторые стили обладают сходной вокальностью, другие-разнятся. Не будем забывать, что каждый вокалист-это еще и музыкант, которому для поддержания чистоты стилей, в которых он работает или намеревается работать, необходимы,  помимо вокальной техники, еще и знания в области ритмики, гармонии и мелодики. Возможно ли охватить все это в рамках эстрадно-джазового факультета? Если однажды это станет так, в российской современной музыки наступит золотая эра! 

Автор:  Анастасия Егорова