Меню

Как интерпретировать песню

Что такое вокальный кавер (от английского слова cover-покрытие) знают практически все. Это авторская музыкальная композиция, как правило, хит, перепетая другим вокалистом.

Вы не раз этим занимались, в том числе и в рамках конкурсов «Творцы истории». 

Безусловно, чтобы сделать качественный кавер надо потрудиться и суметь спеть знакомую вам (и многим) популярную песню так, чтобы она не слишком проигрывала по сравнению с оригиналом. В противном случае контраст может быть настолько велик, что вряд ли понравится слушателю. Потому при работе с каверами надо быть очень внимательными при выборе оригинала. Это должна быть песня, подходящая вашему тембру голоса, манере, в которой вы поете. Она должна вписываться в ваш вокальный диапазон (при понижении тональности более чем на 2 тона песня обычно теряет свой характер и выразительность). Ну и наконец, песня должна соответствовать вашему эмоциональному развитию: 6 летняя девочка, поющая о неразделенной любви вряд ли будет убедительна в своем исполнении, а 16-летний парень, поющий песню о дружбе с плюшевым мишкой, будет и вовсе смешон. Ну и, пожалуй, на этом все трудности заканчиваются. Далее остается только подобрать вокальную базу (минус) и постараться как можно лучше скопировать оригинального исполнителя. Безусловно, это работа интересная, полезная с точки зрения вокального обучения и развития, но не очень творческая, так как не требует от вас даже минимального проявления фантазии. 

Если вы еще не готовы к сочинению собственной песни, следующим этапом вашего развития, безусловно, может стать ремейк песни.

Ремейк (от английского слова remake-переделка)- это новая версия или интерпретация ранее известной песни. Ремейк не является ни ее пародией, ни цитатой, а совершенно самодостаточным креативным произведением, в которое исполнитель вкладывает свой свое новое, личное осмысление или содержание. Конечно, в ремейке всегда  прослеживается мелодия основного произведения, иначе это будет уже совершенно другая композиция. Ремейк может быть сделан как прежним, оригинальным исполнителем, так и перепет другим. 

Бесспорно, ремейк- это интересная и творческая работа, развивающая вашу фантазию, вокальное стилистическое мастерство и ваш профессионализм в целом. Сложности ремейка, по сравнению с кавером, состоят именно в этом, ведь часто повторить за кем-то гораздо проще, чем сделать по-своему. Тем более, что песня, много раз услышанная  в исполнении другого вокалиста, наверняка уже глубоко вошла в вашу память и восприятие, и отделаться от данного влияния часто не так просто. 

С другой стороны,  в чем-то ремейк будет даже менее сложен, чем кавер, так как новое исполнение песни позволит вам несколько расширить ограничения в подборе оригинала: вы сможете выбрать песню исполнителя, тембр которого сильно отличается от вашего, в любом стиле и вокальном диапазоне, ведь теперь уже конечный результат должен отличаться от оригинала! Конечно, это не означает, что достаточно просто изменить тональность песни, чтобы она стала ремейком. Но те различия, недопустимые при кавере, как раз очень даже приветствуются в ремейке. Единственным пожеланием остается, все же, соответсвие его вашему возрастному эмоциональному развитию. 

Как же делается ремейк?

Существует 2 пути превращения знакомой песни в ремейк:  с изменением базы-минуса, без изменения базы-минуса. 

Первый способ, бесспорно, более сложный, но и более интересный, так как изменение базы связано с капитальным изменением первоначального варианта песни. Ведь менять минус имеет смысл лишь в тех случаях, если ваше новое представление, видение песни сильно отличается от первоначального варианта. 

Подобные различия могут заключаться в: изменении музыкального стиля, и соответственно основных характеристик песни: ритма, темпа, и соответственно часто и музыкального размера; в изменении гармонии. 

В данном случае от вас потребуются определенные знания музыкальной теории и гармонии, то есть этот вариант, безусловно, расчитан не на новичка в музыке, а на вокалиста, обладающего общей музыкальной культурой, в том числе и умением разбираться в музыкальных стилях. В противном случае вы рискуете сделать из хита абракадабру. 

Справедливости ради стоит сказать, что часто вокалисты обращаются к профессионалу, желая сделать ремейк, и это совсем не зазорно. При этом каждый выполнит свою часть работы: аранжировщик подготовит нужную музыкальтную интерпретацию вплоть до создания нового минуса; исполнитель споет песню на новый лад, вложив в нее все изменения вокальной партии, продиктованные изменением минуса и собственной фантазией. Хотя, многие современные звезды способны сделать огромную предварительную часть работы, подав аранжировщику идею, записав «черновик» желаемого варианта (или отдельных его частей), а то и поучаствовав в записи новой аранжировки, ведь немало современных вокалистов владеют еще каким-то музыкальным инструментом. 

Итак, если вы отважились и выбрали данный способ, то план действий следующий:

 

В результате такой работы появляются вполне независимые произведения, порою, весьма неожиданные и смелые эксперименты, как например, вот этот ремейк на знаменитую песню группы Europe «The Final Countdown», исполненный победительницей итальянского X-Factor 2012 Chiara Galiazzo:

{embed:youtube:zCHO5QUxRxI}

{embed:youtube:9jK-NcRmVcw}

Если вы еще не готовы к глобальному изменению  песни, выберите второй способ, он полегче. 

В данном случае начальная музыкальная база-минус не изменится, а изменится лишь ваша вокальная партия, которая может просто  придать песне несколько иное звучание, а может и повлиять на музыкальный стиль ремейка, правда, изменив его на довольно близкий к первоначальному. Не меняя минуса трудно сделать из песни в стиле поп, рок-н-ролл, а вот придать ей некоторое соул звучание вполне возможно. С джазовым произведением еще проще: ваша личная импровизация вместо импровизации джазовой звезды уже сделает песню ремейком. 

Правда, и в этом способе от вас потребуется умение разбираться в музыкальных стилях, ведь именно стиль диктует использование многих вокальных приемов. Если в джазовое произведение помимо импровизации попадет и мелизматика, получится все та же наша знакомая абракадабра и т.д. 

Выбирая данный способ, следуйте следующей схеме:

И такая работа способна создать очень новые и красивые интерпретации известных произведений. Как, например, в случае со ставшей уже культовой песней «At Last» Etta James и ее не менее красивым (и более современным и  техничным) ремейком в исполнении Christina Aguilera:

Не бойтесь сделать первый шаг к творчеству, ведь успех вокалиста во многом зависит от умения находить свой репертуар, будь то ремейк песни или собственная композиция. Даже если ваш «первый блин» выйдет комом - не отчаивайтесь, ошибки неминуемы в любом деле, чему бы вы ни учились. А научившись интерпретировать песни, очень возможно, вы отважитесь и на следующий шаг - собственную композицию. 

Об этом мы поговорим в другой раз.

Автор:  Анастасия Егорова